В Минске катастрофически не хватает парковок

Прошли те времена, когда высшей степенью привилегированности считался ключ от персонального туалета. Сейчас афоризм польского сатирика Тадеуша Гицгера не столь актуален. Шлагбаум на персональной парковке — вот о чем мечтают тысячи минских автомобилистов! Увы, позволить себе эту привилегию могут единицы.

Сначала нас испортил квартирный, а теперь, похоже, еще и вопрос с парковками. Ведь роскошью давно стал не сам автомобиль, а свободный кусок асфальта для любимого "Опеля" или "Мазды" около подъезда. Городские дворы фактически превратились в склады штампованного железа. Каждый вечер автомобилисты решают задачку: где оставить на ночь машину? И найти ответ все сложнее и сложнее — в Минске зарегистрировано около 600 тысяч транспортных средств. И ежегодно автомобилей становится больше: в позапрошлом году прибавилось 30 тысяч, а в прошлом уже 45 тысяч машин!

На все четыре колеса

Прямо противоположная динамика наблюдается в строительстве автостоянок. Такое впечатление, во всяком случае, создается после закрытия двух из них около проспекта Дзержинского. Огромные площадки всегда были битком забиты машинами, но весной водителей попросили освободить территорию (на этом месте вот-вот начнется возведение элитного жилья).

Примерно полторы тысячи автомобилей хлынули в ближайшие дворы. И без того сложная ситуация в юго-западной части города резко обострилась. Дежурные экипажи ГАИ утром нарасхват. Люди без конца жалуются: чью-то машину заблокировал сосед, другому поцарапали бампер… Газоны во дворах вообще напоминают изъезженное тракторами поле.

— Количество звонков с "дворовыми" жалобами у нас возросло вдвое, — подтверждает старший инженер по организации дорожного движения ГАИ Московского района Владимир Юров. — Вот недавно джип припарковался прямо у входа в подъезд. Семья с детской коляской не могла выйти из собственного дома.

И это только цветочки. Ягодки подоспеют, если все-таки закроют еще одну стоянку — там же, около проспекта Дзержинского (по слухам, это произойдет до конца года). Пока, по словам охранников, здесь оставляют на ночлег 1.190 авто. Куда они переместятся? Неужели владельцам автомобилей не предлагают никакой альтернативы?

— Почему? Предлагали ставить машину на стоянках в микрорайонах Курасовщина, Зеленый Луг, Уручье… — усмехается Борис Морозов, владелец "Крайслера", живущий неподалеку. — Звучит, как издевательство. Ни один здравомыслящий водитель не будет делать огромный крюк через весь город! Проще и дешевле застраховать машину по системе "Автокаско" и ставить под окном квартиры.

Можно не сомневаться, что именно так большинство выдворенных с автомобильных стоянок водителей и поступят. Тротуарные дорожки, детские площадки и газоны по вечерам всегда заставлены. Как работает закон тяготения на практике, можно убедиться в любом жилом квартале микрорайона Малиновка. Машины, словно вода в низине, собираются в одном месте. И как ты ни пытайся вынести излишек воды хоть решетом, хоть ведром — толку никакого. Все равно будет болото…

Проблема гораздо глубже, чем просто дефицит парковочных мест. Ведь где-то автомобильные стоянки, наоборот, пустуют. К примеру, около бизнес-центра "ХХI век" они заполнены всего на 40 процентов! Почему?

— Дело не в дефиците стоянок, а в нехватке выгодного места — около гипермаркетов, офисных зданий, в "спальных" районах, — подчеркивает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Расширить там стоянки не выход. Это все равно не удовлетворит, а только породит еще больший спрос. Мы анализировали типичную ситуацию с парковками около одного торгового центра. Получилась любопытная картина: все стоянки в радиусе 100 метров были перегружены, в радиусе 400 метров — заполнены наполовину, а еще дальше и вовсе пустовали. Человек покупает автомобиль для экономии времени и сил. Значит, водитель априори не намерен перемещаться на большие расстояния пешком. Он ищет парковку поближе и желательно бесплатно.

Закрытие автостоянок на проспекте Дзержинского лишь спровоцировало ситуацию, с которой через несколько лет столкнутся все минчане. Надо признать, что парковка во дворах нас устраивала до того момента, пока в них не собралась критическая масса машин. Теперь она не устраивает никого…

Стоять и бояться

Заезжаем в одно из "выгодных" мест — двор по улице Белецкого.

— Знаете, что имеем право оштрафовать вас на 105 тысяч? — спрашивают инспектора ГАИ водителя "Ауди", заехавшего на газон.

— Рад бы стать по правилам. Но негде, — разводит руками тот. — Да я и не один такой.

Парень прав. Вокруг еще как минимум 12 машин припаркованы с нарушениями. Кажется, каждый клочок земли уставлен "Мерседесами", "Ауди", "Тойотами". На приборной панели большинства автомобилей — записка с номером телефона: а иначе просто не разъехаться, приходится договариваться таким образом.

Да, водители сейчас пребывают в унынии. Они осознают, чем чревата "запруда" из машин во дворах. Что, если, к примеру, пожар? Авто запаркованы прямо на люках, где находятся пожарные гидранты, а машина МЧС с ее немаленькими габаритами просто не протиснется между плотными рядами авто. Кроме того, дворы рискуют превратиться в мусорную свалку. Мусоровозам ой как не просто подъезжать к подъездам, где находятся контейнеры.

— Недавно обратились к коммунальникам, те немного расширили нашу стоянку, — подключается к разговору водитель из того же двора по улице Белецкого Константин Абраменко. — Но проблему это не решило. Двор по-прежнему забит. Каждый вечер у подъезда кипят страсти. Так и до драки недалеко.

— И все же дефицит места для парковок во дворах не повод для нарушений, — парирует старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Московского района Александр Бруй. — Мы не можем игнорировать жалобы жильцов, некоторых водителей приходится штрафовать…

Впрочем, и автомобилистов тоже можно понять: ведь чтобы спрашивать с них, нужно создать возможность соблюдать правила. Но как? Расширить стоянки во дворах? У коммунальников свои аргументы: под газоном и тротуарными дорожками проложена сложная сеть коммуникаций. Даже дерево спилить — проблема! Нужен целый ворох разрешений. Да и "бесколесные" жильцы возмутятся: по какому праву нас лишают жизненного пространства?

На один квадратный метр — кубометр проблем

Кажется, выход один — строить паркинги и стоянки! Однако все не так просто и дешево. Пусть сама эксплуатация обычной плоскостной стоянки обходится недорого, но примите во внимание инвестиционные затраты. По данным Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, чтобы автомобильная стоянка окупилась хотя бы за десять лет, тариф должен быть около 60 у.е. за место! А паркинги тем более строить невыгодно: они приносят прибыль лишь в том случае, если там есть торговые боксы или СТО. Вот почему их не торопятся возводить бизнесмены.

С другой стороны, строительство парковок и стоянок должно быть социальным проектом. Наподобие системы общественного транспорта, например. Как все-таки намерены решать проблему в городе?

— На улице Слободской к концу года будет готова первая часть стоянки на 700 мест, — рассказывает генеральный директор УП "Гаражи, автостоянки и парковки" Александр Канаш. — Это обойдется в 4,5 миллиарда рублей. Сейчас в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома готовится документ о выделении мест под временные стоянки везде, где есть необходимость. Одновременно рассматриваем возможность строительства двухуровневых стоянок. Будет ли реализован подобный проект в Минске, пока сказать не могу…

Но, увы, плоскостные стоянки — реликт больших городов. Это рано или поздно признают полумерой, не решением проблемы. Земля в пределах кольцевой дороги уже слишком дорого стоит, чтобы распоряжаться ею таким образом.

Должны быть другие, альтернативные решения. Попытки их внедрить, впрочем, в Минске уже предпринимались. В прошлом году в одном из дворов по улице Филимонова установили необычную конструкцию — специальный подъемник для автомобилей. Там, где парковалась одна машина, теперь могут уместиться две. Но цена 5,5 тысячи евро отпугнула водителей. Да, пока мы не готовы платить ни за пристройку к многоэтажному зданию — такие автопаркинг-системы предлагает одна минская фирма, ни за легкие и удобные, словно детский конструктор, подъемники.

— Получая автомобильные преимущества, человек должен адекватно платить за них. Пока есть альтернатива дорого или бесплатно, люди будут выбирать последнее, — резюмирует Юрий Важник. — Как-то обратил внимание, что на улицах шведского города Мальме почти нет припаркованных машин. Оказывается, стоянки жильцы построили за свой счет под собственными 4-этажными домами. Почему? Никому не охота платить евро в час за стоянку во дворах. Да, обошлось недешево, мне самому не хочется платить за строительство стоянки, которая обойдется вдвое больше стоимости моей машины. Но только так можно решить парковочную проблему. Причем общество должно само созреть для этого решения. Иначе хаос, который мы наблюдаем во дворах в микрорайоне Малиновка, будет продолжаться.

* * *

Очевидно, через какое-то время любая парковка неминуемо станет платной. Так произошло в Швеции, путь автомобилизации которой мы в точности повторяем, правда, с опозданием в 20 — 30 лет. И тогда уже будет не важно: "уйдут" стоянки под землю или мы будем ставить машины на многоуровневых паркингах, которые пристроят к домам.

Александр ТУМАР
Советская Белоруссия

 2008-05-24 17:08:49 Версия для печати

Папярэднія навіны

- Тозик предложил Китаю поучаствовать в реализации проекта "Минск-Сити"
- Бизнес-союзы Калинина и Карягина должны перенести Червенский рынок до 1 июня
- В Минске разработают единую концепцию застройки пр. Победителей
- Ладутько рассказал об автовокзале "Московский", застройке Уручья и историческом центре Минска
- Города-спутники могут появиться вокруг областных центров Беларуси
- Замминистра архитектуры: "Понятие "микрорайон" должно уйти в прошлое"
- Парки Минска готовятся к открытию сезона аттракционов
Туут Аархіў нававiнаў Стужка навінаў у RSS | Архіў навінаў па месяцох


Апошняе ў праекце

1. Інстытут фізкультуры. 1976-2006
2. Прывакзальная плошча 1954-2006
3. Прывакзальная плошча. 1956-2006
4. Вуліца Камсамольская з боку вуліцы Кірава. 1950-я-2006
5. Вуліца Камсамольская, жылы дом на скрыжаваньні з вуліцай Карла Маркса. 1951-2006
6. Спуск да праспэкта з боку вуліцы Чырвонаармейскай. 1956-2006
7. Вуліца Карла Маркса, скрыжаваньне з вуліцай Валадарскага. Пач. XX ст.-2006
8. Касьцёл Прысьв. Дзевы Марыі і будынак былога езуіцкага калегіюма. 1917-2006
9. Плошча Свабоды. Будынак былога базыліянскага кляштара. Кан. XIX ст.-2006
10. Плошча Свабоды. Вуліца Кірылы і Мяфодзія. 1918-2006
11. Плошча Свабоды. Катэдральны праваслаўны сабор Сьв. Духа. Кан. XIX ст.-2006
12. Тэатар імя Янкі Купалы. 1931 - 2006
13. Расейскі драматычны тэатар. 1929 - 2006.
14. Вуліца Карла Маркса. Музэй гісторыі і культуры Беларусі. 1938 - 2006
15. Скрыжаваньне вуліцаў Карла Маркса і Леніна. 1939 - 2006.
16. Праспэкт Незалежнасьці і ўваход у Цэнтральны сквэр. 1938 - 2006.


Меню



Пошук


 


Фотазамалёўкі


· Іншы Менск

polack.by – Сайт о городе Полоцке.


Апытаньне


На якой мове павінны гучаць абвесткі на менскім чыгуначным вакзале, ці дублявацца на некалькіх?

На беларускай
На расейскай
На беларускай і расейскай
На беларускай і польскай
На беларускай і ангельскай
На беларускай, расейскай і ангельскай
На беларускай, расейскай і польскай
На беларускай, польскай і ангельскай
На расейскай і ангельскай



Вынікі

Адказаў 1569
Іншыя апытаньні


Апошняе на форуме


Няма дадзеных


Апошнія артыкулы


- Васіль Шарапаў "Сённяшняе і заўтрашняе сталіцы"
- Анатолъ Вялюгін, Тарас Хадкевіч "Рукі дружбы"
- Мікола Ткачоў "Сцяг ветэрана"
- Тарас Хадкевіч "Мінскі трактар"
- Алесь Асіпенка "Поступ веку"
- Ніл Гілевіч "Мой горад"
- Аляксандр Міронаў "За пераездам"
- Іван Навуменка "Афрыка ў Мінску"
- Іван Грамовіч "Мінскія поры года"
- Сяргей Грахоўскі "Тры песні любві"
- Рыгор Няхай "Мінскія замалёўкі"
- Уладзімір Карпаў "Мінскія сустрэчы"
- Яфім Садоўскі "Андруша"
- Мікалай Аляксееў "Абарона Мінска"
- Кузьма Чорны "Мінск"
- Раман Сабаленка "Першы пробны"
- Янка Скрыган "Падзяка"
- Станіслаў Шушкевіч "Родны горад"
- Яўген Рамановіч "Беларуская хатка"
- Цімафей Саладкоў "Векапомны семнаццаты"
- Антон Бялевіч "Камароўка"
- Уладзімір Караткевіч, Адам Мальдзіс "Горад паўстае. 1863-1864"
- Кастусь Кірэенка "Вуліца Янкі Купалы"
- Аляксей Русецкі "Аб Мінску"
- Алесь Бачыла "Самы лепшы горад"
- Еўдакія Лось "Мінчанка"
- Алесь Звонак "Ленінскі праспект"
- Міхась Калачынскі "На мінскіх вуліцах"
- Мікола Хведаровіч "Красуй, наш Мінск"
- Максім Лужанін "У роднай сталіцы"
- Максім Танк "Табе складаю гэты гімн"
- Аляксей Зарыцкі "Лебедзі"
- Анатоль Вялюгін "Палац піянераў"
- Васіль Вітка "Няміга"
- Пятро Глебка "Дзень вайны"
- Аркадзь Куляшоў "Вуліца Маскоўская"
- Анатоль Астрэйка "Плошча Свабоды"
- Піліп Пестрак "Кірмаш" Урывак з паэмы
- Янка Купала "Водклік з 29 кастрычніка 1905 г. у Мінску"
- Мікола Аўрамчык "Домік I з'езда РСДРП"
- Рыгор Барадулін "Мянеск"
- Пімен Панчанка "Слова пра Мінск"
- Павал Севярынец. "Нацыянальная ідэя". Вытрамкі.
- Прывілей Менску на Магдэбургскае права 1499 года
- Вуліца Валадарскага, 13. Дом фон Гельперсен.
- Вуліца Ракаўская, 14. Дом Рубінштэйна.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 15. Дом Бакштанскага.
- Вуліца Ракаўская, 17, дом Чэрчыса.
- Вуліца Герцэна, 4. Дом Вігдорчыкаў
- Вуліца Валадарскага, 4. Дом Старобінскай.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 13. Дом Варгафціка
- Вуліца Камсамольская, 7
- Вуліца Рэвалюцыйная, 24. Дом Залкінда.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 11. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 22. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 28. Дом Ельскіх.
- Рашэньне Менскага гарадзкога Савета дэпутатаў ад 5 верасьня 1991 г. №167 "Аб гербе г.Мiнска i аб вяртаннi гораду яго гiстарычнай назвы Менск"
- Галіна Булыка "Стары Менск"
- Брылевічы
- Вуліца Савецкая, 17
- III Дом Саветаў. Вуліца Максіма Багдановіча, 23.
- I Дом Саветаў, вуліца Савецкая, 19
- Адкрыты ліст гісторыкаў аб неабхонасьці спыненьня гвалтоўнага разбурэньня гістарычнага цэнтра Менска
- М Валодзін "Койдановская", верш
- М.Валодзін "Музыкальный переулок", верш
- М. Валодзін "Соборная площадь", верш
- Ракаўская вуліца, 24.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 4 і 6.
- Аб зацьверджаньні сьпіса будынкаў і збудаваньняў, якія зьяўляюцца аб'ектамі гісторыка-культурнай спадчыны ў межах гістарычнага цэнтра Менска
- Перайменаваньні менскіх вуліцаў падчас нямецкай акупацыі
- Антон Адамовіч "Менску (на ўгодкі вялікае пажогі)"
- Ведамасныя жылыя дамы ў цэнтры Менска
- Рэвалюцыйная вуліца
- Ленінградская вуліца


Наш гузік



код гузіка



Лічыльнікі