Заяц? Заяц, заяц…

Утром в столице не оплачивают проезд 10 процентов пассажиров общественного транспорта. Днем и в часы пик — 20. Поздним вечером — 50

Мы решили проверить, сколько же безбилетников ездят сегодня в общественном транспорте, в каких маршрутах и в какое время их больше. Для этого нам понадобился целый день. С раннего утра до позднего вечера мы проверяли автобусы, трамваи и троллейбусы вместе с ревизорами.

Оговоримся сразу: мы не задавались целью штрафовать и «снимать шкуры» с зайцев. За весь день ревизоры наказали рублем только несколько пассажиров, пустившихся в перебранки. Наша цель — просто подсчитать и сделать выводы. Результаты эксперимента, конечно, не могут быть официальными и абсолютно точными. Но они заставляют задуматься.

Оказалось, в утренний час пик и до обеда в транспорте ездят всего 10 процентов безбилетников.

8.00. Остановка у автовокзала «Восточный». Заходим в автобус 2-го маршрута. Несколько парней резко подскочили с мест и хлопнули талончики в компостерах. Таким шустрым ревизоры только делают замечание, но мы все равно зачисляем их к разряду зайцев. Ведь если бы не проверка, так и держали бы всю дорогу билеты в кулаке. Пока ревизоры проверяют проездные билеты, мы быстренько считаем пассажиров.

— Лет десять назад в некоторых минских автобусах установили электронные компостеры, — говорит ревизор Татьяна. – Водитель автоматически блокировал их перед тем, как в салон заходили контролеры. Увы, век новинки был недолог. Их быстро сломали пассажиры…

В Ленинском районе в троллейбусах и автобусах мы работали два часа. Проверили несколько сотен человек. Подсчитали – в среднем каждый десятый пассажир без проездного билета.

10.00. Теперь проверяем трамваи в Серебрянке. В «тройке» 56 человек – полный салон. И ни одного безбилетника — заслуга кондуктора Елены. В других трамваях ситуация примерно та же. В среднем на 40—50 человек 1—2 нарушителя. Это факт: по утрам в трамваях почти нет безбилетных пассажиров. Но кондукторы работают в основном только в первой половине дня.

В 11.00 мы в Заводском районе. К этому времени в салонах немноголюдно. Однако зайцев становится больше. Свою лепту сюда вносят и студенты, и безработные. В салоне от трех до пяти человек без проездных документов. Это где-то 20 процентов от общего числа пассажиров. А если еще учесть всех, кто выскакивает из транспорта, едва завидев синие жилеты ревизоров, то цифру можно смело умножать на два.

— Одного своего безбилетника не забуду никогда, — говорит ревизор Инесса Ивановна. — Стоит парень. Я ему: «Ваш проездной». Он: «Я вам штраф заплачу, но в другой раз, кошелек дома забыл». Я его пристыдила и пошла дальше. Милиции нет, не будешь же карманы выворачивать. Спустя пару дней опять он. Протягивает деньги: «Это за прошлый раз. Я слово держу». Если бы все такими порядочными были…

Был еще случай. Вышла вместе с безбилетником на остановке. У него тоже денег не было, отпустила по доброте душевной. Через пять минут возвращается с кошельком (сбегал домой). За честность даже штрафовать не стала.

С 12.00 до 14.00 ситуация кардинально не меняется: в общей массе от 10 до 15 процентов безбилетников.

Послеобеденные часы, увы, не приносят заметного облегчения в работе ревизоров. Все те же свирепые взгляды из окон подъезжающего транспорта. Возле завода «Мотовело» нас едва не вынесли из салона трое парней, бросившихся на улицу. На остановке трамвая по улице Свердлова вполне интеллигентного вида мужчина покраснел как бурак и ядовито прошипел: «Что, в морду хочешь?» Четверо подвыпивших гомельчан, которых мы попросили выйти возле «Динамо» за категорический отказ оплачивать проезд, собирались «оторвать голову и выбросить на рельсы». Весело, конечно. Но наряд пришлось вызвать…

— Когда мы работали с милицией, было проще и безопаснее: ни у кого даже мыслей не возникало пререкаться, грубить или ломать комедию под названием «Нет денег: кошелек забыл дома». Штраф — значит штраф: заплатил – езжай дальше. Нет – в «пазик» и думай себе хоть до ночи. Тогда и уважение к нам было, и окупаемость перевозок «подскочила» в разы, — вспоминают Вера Леонович и Зинаида Рулькевич, ревизоры КУП «Минсктранс». – А тут, сами видите, что с ними сделаешь? А то, бывает, зайдешь поздно вечером в автобус, а там стоит пьяный бугай и материт тебя последними словами. Думаете, заступится кто? Проходишь мимо: у нас ведь семьи, дети…

С 14.30 до 16.20 мы проехали от автовокзала «Восточный» через «Коммунарку» и Червенский рынок к железнодорожному вокзалу. Троллейбусы, автобусы, трамваи – большой разницы нет: везде одна и та же пассажирская тактика. Все, кто вышел на остановке, завидев синие тужурки, — стопроцентные безбилетники. Остальные – «хлопальщики»: те, кто ждет до последнего с непробитым талоном в руке. Наименьшая (и самая проблемная) категория – спорщики: проездных документов нет, деньги есть, наглость врать в лицо, выворачиваться и хамить – тоже. Все они прекрасно осведомлены: ревизор не обладает правом досмотра личных вещей. Милицию тоже вряд ли вызовет. Максимум – пристыдит и высадит. Ну и что, дождутся следующего троллейбуса.

Итог двухчасовой проверки перед вечерним часом пик – 20 процентов зайцев. То есть каждый пятый в салоне не оплачивает проезд.

К 16.30 в транспорт уже не вбиться: кажется, в консервных банках с сардинами и то свободнее. Заходим. Безбилетников видно сразу: они делают вид, будто приняли нас за кондукторов, и просят обилетить. В среднем в столичных троллейбусах, автобусах, трамваях с 17.00 до 19.00 ездит 20—22 процента несознательных пассажиров. Цифры после нехитрых подсчетов сошлись и на Железнодорожной, и на Уманской, и на Щорса, и на Институте культуры.

— В такой давке работать крайне сложно: пассажиры стоят стеной и просто не дают тебе войти, а затем и пройти. Многие из тех, кто едет в центре салона, выходят на следующей же остановке, а потом заходят через заднюю дверь, где мы уже проверили, — рассказывают ревизоры. – Поэтому в часы пик работа кондуктора более оправданна: пассажиру проще заплатить 600 рублей. А вот за 7 тысяч штрафа он будет сражаться с нами до последнего. В итоге и не заплатит, и работать не даст.

Интереса ради мы проверили три «сотки» на проспекте Независимости. В первой оплата стопроцентная. Во второй – один безбилетник. В третьей – три. Кондукторы тоже, видно, разные бывают.

Смутное время в работе городского транспорта наступает после 20 часов. Когда кондукторы, закончив рабочую смену, уходят с маршрутов, желание оплачивать проезд улетучивается на глазах. Уже в 22.30 проверка билетов в троллейбусах и трамваях на остановочном пункте «Метро «Партизанская» показала: каждый второй едет бесплатно. В Чижовке, на улице Машиностроителей, мы за полчаса насчитали три троллейбуса и два автобуса, в которых 6 из 10 пассажиров ехали зайцем. Как правило, это молодые люди 20—35 лет и подростки, которые возвращаются из центра города и искренне недоумевают, завидев в дверях ревизоров. «Что это вам не спится? Завтра ведь, небось, вставать рано», — пытался острить студент БГУ, которого вместе с девушкой мы выводили из салона. Штрафовать на первый раз не стали. Договорились встретиться следующим утром на линии. С билетами.

Прямая речь

Анна МИХАЙЛОВСКАЯ, начальник финансово-экономического управления КУП «Минсктранс»:

— Сегодня большинство жителей столицы пользуются услугами наземного общественного транспорта. В сутки автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят более 2 миллионов человек, в месяц – 60 миллионов. Если бы проезд оплачивали 100 процентов пассажиров, цена одного талона сегодня равнялась бы 470 рублям. Но платят, как вы убедились, далеко не все… Рассматривались разные варианты решения этой проблемы (вплоть до установки на остановочных пунктах специальных электронных турникетов), но ни один из них нам не подошел. Поэтому, кроме 160 ревизоров, с лета 2007 года на маршрутах введены должности кондукторов-контролеров. Эксперимент полностью оправдал себя: каждый из 730 кондукторов сегодня приносит более 3 миллионов ежемесячной выручки (эта сумма втрое превышает затраты на содержание самого специалиста). Благодаря им количество пассажиров, оплачивающих проезд, стало больше на 3,5 процента. Поэтому до конца 2008 года штат планируется увеличить вдвое.

К слову, после отмены льгот рост выручки кондукторов-контролеров Минска составил в среднем 20—30 процентов. К концу этого года Мингорисполком поставил перед нами задачу выйти на 63 процента окупаемости перевозок. Напомню, сейчас этот показатель равен 50 процентам.

Мнение

— Ваши выводы сходятся с нашими наблюдениями, — прокомментировал результаты проверки Анатолий ДЕМИДОВИЧ, начальник отдела контроля городских перевозок КУП «Минск-транс». – Есть костяк безбилетных пассажиров – процентов 10, которые хронически не оплачивают проезд. Все остальные, как правило, случайные зайцы: забыли кошелек, проездной, пробили старый талон и т.д. Искоренить злостных безбилетников сможет, на мой взгляд, накопительная система штрафов, которая сейчас только разрабатывается. На первый раз – небольшой символический штраф, попался дважды за год – расплатись дороже, трижды – накажут так, что едва хватит зарплаты.

---------------------------

Газета "Рэспублiка"

 2008-01-15 04:28:07 Версия для печати

Папярэднія навіны

- Тозик предложил Китаю поучаствовать в реализации проекта "Минск-Сити"
- Бизнес-союзы Калинина и Карягина должны перенести Червенский рынок до 1 июня
- В Минске разработают единую концепцию застройки пр. Победителей
- Ладутько рассказал об автовокзале "Московский", застройке Уручья и историческом центре Минска
- Города-спутники могут появиться вокруг областных центров Беларуси
- Замминистра архитектуры: "Понятие "микрорайон" должно уйти в прошлое"
- Парки Минска готовятся к открытию сезона аттракционов
Туут Аархіў нававiнаў Стужка навінаў у RSS | Архіў навінаў па месяцох


Апошняе ў праекце

1. Інстытут фізкультуры. 1976-2006
2. Прывакзальная плошча 1954-2006
3. Прывакзальная плошча. 1956-2006
4. Вуліца Камсамольская з боку вуліцы Кірава. 1950-я-2006
5. Вуліца Камсамольская, жылы дом на скрыжаваньні з вуліцай Карла Маркса. 1951-2006
6. Спуск да праспэкта з боку вуліцы Чырвонаармейскай. 1956-2006
7. Вуліца Карла Маркса, скрыжаваньне з вуліцай Валадарскага. Пач. XX ст.-2006
8. Касьцёл Прысьв. Дзевы Марыі і будынак былога езуіцкага калегіюма. 1917-2006
9. Плошча Свабоды. Будынак былога базыліянскага кляштара. Кан. XIX ст.-2006
10. Плошча Свабоды. Вуліца Кірылы і Мяфодзія. 1918-2006
11. Плошча Свабоды. Катэдральны праваслаўны сабор Сьв. Духа. Кан. XIX ст.-2006
12. Тэатар імя Янкі Купалы. 1931 - 2006
13. Расейскі драматычны тэатар. 1929 - 2006.
14. Вуліца Карла Маркса. Музэй гісторыі і культуры Беларусі. 1938 - 2006
15. Скрыжаваньне вуліцаў Карла Маркса і Леніна. 1939 - 2006.
16. Праспэкт Незалежнасьці і ўваход у Цэнтральны сквэр. 1938 - 2006.


Меню



Пошук


 


Фотазамалёўкі


· Іншы Менск

polack.by – Сайт о городе Полоцке.


Апытаньне


На якой мове павінны гучаць абвесткі на менскім чыгуначным вакзале, ці дублявацца на некалькіх?

На беларускай
На расейскай
На беларускай і расейскай
На беларускай і польскай
На беларускай і ангельскай
На беларускай, расейскай і ангельскай
На беларускай, расейскай і польскай
На беларускай, польскай і ангельскай
На расейскай і ангельскай



Вынікі

Адказаў 1559
Іншыя апытаньні


Апошняе на форуме


Няма дадзеных


Апошнія артыкулы


- Васіль Шарапаў "Сённяшняе і заўтрашняе сталіцы"
- Анатолъ Вялюгін, Тарас Хадкевіч "Рукі дружбы"
- Мікола Ткачоў "Сцяг ветэрана"
- Тарас Хадкевіч "Мінскі трактар"
- Алесь Асіпенка "Поступ веку"
- Ніл Гілевіч "Мой горад"
- Аляксандр Міронаў "За пераездам"
- Іван Навуменка "Афрыка ў Мінску"
- Іван Грамовіч "Мінскія поры года"
- Сяргей Грахоўскі "Тры песні любві"
- Рыгор Няхай "Мінскія замалёўкі"
- Уладзімір Карпаў "Мінскія сустрэчы"
- Яфім Садоўскі "Андруша"
- Мікалай Аляксееў "Абарона Мінска"
- Кузьма Чорны "Мінск"
- Раман Сабаленка "Першы пробны"
- Янка Скрыган "Падзяка"
- Станіслаў Шушкевіч "Родны горад"
- Яўген Рамановіч "Беларуская хатка"
- Цімафей Саладкоў "Векапомны семнаццаты"
- Антон Бялевіч "Камароўка"
- Уладзімір Караткевіч, Адам Мальдзіс "Горад паўстае. 1863-1864"
- Кастусь Кірэенка "Вуліца Янкі Купалы"
- Аляксей Русецкі "Аб Мінску"
- Алесь Бачыла "Самы лепшы горад"
- Еўдакія Лось "Мінчанка"
- Алесь Звонак "Ленінскі праспект"
- Міхась Калачынскі "На мінскіх вуліцах"
- Мікола Хведаровіч "Красуй, наш Мінск"
- Максім Лужанін "У роднай сталіцы"
- Максім Танк "Табе складаю гэты гімн"
- Аляксей Зарыцкі "Лебедзі"
- Анатоль Вялюгін "Палац піянераў"
- Васіль Вітка "Няміга"
- Пятро Глебка "Дзень вайны"
- Аркадзь Куляшоў "Вуліца Маскоўская"
- Анатоль Астрэйка "Плошча Свабоды"
- Піліп Пестрак "Кірмаш" Урывак з паэмы
- Янка Купала "Водклік з 29 кастрычніка 1905 г. у Мінску"
- Мікола Аўрамчык "Домік I з'езда РСДРП"
- Рыгор Барадулін "Мянеск"
- Пімен Панчанка "Слова пра Мінск"
- Павал Севярынец. "Нацыянальная ідэя". Вытрамкі.
- Прывілей Менску на Магдэбургскае права 1499 года
- Вуліца Валадарскага, 13. Дом фон Гельперсен.
- Вуліца Ракаўская, 14. Дом Рубінштэйна.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 15. Дом Бакштанскага.
- Вуліца Ракаўская, 17, дом Чэрчыса.
- Вуліца Герцэна, 4. Дом Вігдорчыкаў
- Вуліца Валадарскага, 4. Дом Старобінскай.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 13. Дом Варгафціка
- Вуліца Камсамольская, 7
- Вуліца Рэвалюцыйная, 24. Дом Залкінда.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 11. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 22. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 28. Дом Ельскіх.
- Рашэньне Менскага гарадзкога Савета дэпутатаў ад 5 верасьня 1991 г. №167 "Аб гербе г.Мiнска i аб вяртаннi гораду яго гiстарычнай назвы Менск"
- Галіна Булыка "Стары Менск"
- Брылевічы
- Вуліца Савецкая, 17
- III Дом Саветаў. Вуліца Максіма Багдановіча, 23.
- I Дом Саветаў, вуліца Савецкая, 19
- Адкрыты ліст гісторыкаў аб неабхонасьці спыненьня гвалтоўнага разбурэньня гістарычнага цэнтра Менска
- М Валодзін "Койдановская", верш
- М.Валодзін "Музыкальный переулок", верш
- М. Валодзін "Соборная площадь", верш
- Ракаўская вуліца, 24.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 4 і 6.
- Аб зацьверджаньні сьпіса будынкаў і збудаваньняў, якія зьяўляюцца аб'ектамі гісторыка-культурнай спадчыны ў межах гістарычнага цэнтра Менска
- Перайменаваньні менскіх вуліцаў падчас нямецкай акупацыі
- Антон Адамовіч "Менску (на ўгодкі вялікае пажогі)"
- Ведамасныя жылыя дамы ў цэнтры Менска
- Рэвалюцыйная вуліца
- Ленінградская вуліца


Наш гузік



код гузіка



Лічыльнікі