Дорога — дело хлопотное. Особенно если с места снимаются огромные промышленные предприятия (один лишь минский авиаремонтный завод занимает площадь, на которой могут разместиться больше сорока футбольных полей!). Неудивительно, что вокруг столь масштабной передислокации, начавшейся в Минске, уже возникло море слухов и домыслов.
Потенциальные заказчики беспокоятся: вдруг предприятия, которые собираются выносить, остановят на время свою работу? Рабочие гадают, не случится ли после переезда сокращения кадров. А некоторые жители микрорайонов почему-то уверены: фабрики и заводы из центра непременно перенесут в "спальню" и дышать в прежде чистых кварталах придется смрадом и гарью…
- Наша главная задача - улучшить экологию, поэтому в "спальных" микрорайонах производство размещать не будем, - развеял слухи начальник управления градостроительства комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Сергей Козловский. - Хотя слишком далеко за город всю промышленность тоже не перенесешь: надо помнить о сотрудниках, которым придется долго добираться до работы…
Перемены коснутся больше 30 предприятий. Часть из них планируют вынести за черту города, часть - модернизировать.
Такие гиганты, как МАЗ, МТЗ, "Мотовело", останутся там, где и стоят. Их ждет техническое перевооружение. А вот ОАО "Сукно", птицефабрика им. Крупской, станкостроительный завод им. Кирова, завод им. Октябрьской революции, ОАО "Белгипс", ОАО "Дрожжевой комбинат", зеркальная фабрика, завод "Кристалл" покинут центр города. На их месте построят жилье, торговые и культурно-развлекательные центры, рестораны…
Куда переедут предприятия? С новой "пропиской" определились практически все, но называть эти площадки окончательными архитекторы не торопятся. Впереди - множество согласований и экспертиз. Тем не менее уже известно, что авиаремонтный завод переберется в район Национального аэропорта "Минск". Минская типография планирует выехать с проспекта Дзержинского в поселок Атолино. Дрожжевой комбинат - в район промузла "Колядичи". "Белорусские обои" хотят расположиться в районе улицы Горецкого. Гипсовый завод - в Гатово.
Понятно, городу передислокация обойдется в копеечку. На перенос авиаремонтного завода, например, придется потратить около 170 миллионов долларов, дрожжевого комбината - 60 млн., Минской типографии - 10,7 млн. "Ищем иностранных инвесторов, - говорят в комитете экономики Мингорисполкома. - Суммы пока приблизительные. Когда все проектные работы будут полностью завершены, цифры наверняка изменятся".
По генеральному плану развития Минска переезд должен завершиться к 2010 году. Тогда, надеются специалисты, дышать в центре города станет легче. А может, к тому времени экологам и архитекторам удастся решить еще одну весьма актуальную задачку - транспортную. Конечно, это не просто. Ведь если вынести предприятия из центра города трудно, но все-таки реально, то справиться с бесконечным транспортным потоком куда сложнее.