Минской подземке — 30 лет

Первый ковш грунта на месте будущей станции метро “Парк Челюскинцев” был вынут третьего мая 1977 года. Корреспондент “Вечернего Минска” узнала, какие тайны хранит тридцатилетняя история столичной подземки, и встретилась с человеком, создававшим первые линии минского метро три десятка лет назад. Вперед в прошлое Если говорить о возникновении идеи создания четвертого вида транспорта тогда еще в столице Советской Белоруссии, то здесь мнения расходятся. Одни говорят, что в СССР существовал негласный закон о том, что только город с миллионным населением имеет право на строительство метро. Поэтому правительство БССР пошло на беспрецедентные меры - всеми средствами стимулировало увеличение населения Минска. Для этого даже были созданы льготные условия по переселению сельского населения в столицу. Другие утверждают, что строительство подземного метро стало единственным решением “транспортного вопроса” в большом городе. Так или иначе, но четвертого февраля 1977 года Совет Министров СССР принял постановление “О строительстве метрополитена в городе Минске”. К этому времени уже была разработана схема восьми станций, которые должны были пройти под проспектом Ленина (позже - проспект Ф. Скорины, ныне - проспект Независимости).

Анатолий Кондратьевич Прасолов — метростроитель с 45-летним стажем

К сожалению, самые первые дни стройки не попали в объективы фотокамер, поэтому точно установить дату начала строительства сложно. Тем не менее в исторических справках указано, что первый ковш грунта на месте будущей станции метро “Парк Челюскинцев” был вынут третьего мая 1977 года. А вот исторический момент, когда была забита первая свая под строительство котлована, фотограф все же запечатлел. На черном планшете рука одного из метростроевцев уверенно вывела дату: “16 июня 1977 год”.

С первого дня Минский метрополитен стал действительно всенародной стройкой. Сотни специалистов, имевших бесценный опыт строительства метро в других городах бывшего Советского Союза, были приглашены в Минск. Именно они и составили основу коллектива минских метростроителей.
 
Герой нашего времени
Идет укладка рельсов

Одним из первых проходчиков, прибывших тогда в Минск, был Анатолий Кондратьевич Прасолов. Ему есть о чем рассказать и есть чем гордиться. Ведь это он вместе со своей бригадой полностью построил станцию “Площадь Победы”, участвовал в начале строительства станций “Парк Челюскинцев” и “Институт культуры”, проложил подземные тоннели от “Первомайской” до “Тракторного завода”, от “Пушкинской” до “Молодежной” и от станции “Парк Челюскинцев” до “Московской”.

Когда весной 1978 года Анатолий Кондратьевич приехал в белорусскую столицу, он уже был одним из самых опытных проходчиков. Еще в 1962 году, отслужив в армии, двадцатилетним парнем он приехал в Красноярский край на строительство железнодорожной магистрали Абакан—Тайшет. Здесь же нашел свое счастье. С супругой Ириной уже не расставался. Вместе переехали в Новороссийск, потом в Дагестан. Спустя еще несколько лет продолжить работу метростроителя ему предложили в Ташкенте, где начиналась проходка первой линии. Опыт в профессии проходчика достигается не только тяжелым трудом, но и постоянным риском. Это Анатолий Прасолов знает наверняка. В 1975 году в Ташкенте он совершил один памятный для себя прыжок. Высоты было метров пять-шесть, спускаться вниз — жалко времени, нужная точка — почти рядом. Не рассчитал… Тогда ему суждено было повредить позвоночник. Но ни плохой диагноз врачей, ни боли в спине не заставили отказаться от любимого дела. За многолетний стаж работы Анатолий Кондратьевич не раз рисковал жизнью. Встретил у проходческого щита несколько землетрясений. Рассказывает, однажды засыпало землей, “правда, по пояс, но земля, она крепко держит, сам не выберешься, а пока люди откопают…”.

— Были и в Минске случаи, когда мы теряли людей, — рассказывает Анатолий Кондратьевич, — об этом нелегко вспоминать. Однажды человек и из моей бригады во время прокладки тоннеля попал под обвал. От давления осыпался грунт, но его успели спасти. Помню, как начальник “Минскметростроя” вызвал меня к себе и сказал, что до Нового года нужно проложить сто метров тоннеля, а до праздника оставалось две недели. Выполнить такую норму было практически невозможно. Но мы справились: поставили рекорд — 17 метров в сутки. Если не ошибаюсь, этот рекорд еще не перекрыт. Когда строили перегон от “Пушкинской” до “Молодежной”, щитом наткнулись на плывун. За полчаса весь проходческий комплекс затопило водой с песком и глиной. Тогда нам дали задание за трое суток очистить и восстановить тоннель. И с этой задачей мы тоже справились. После этого происшествия многие механизмы горного комплекса вышли из строя, а люди выдержали. Вот так мы раньше работали.
Строительство станции метро Площадь Победы

Сегодня Анатолий Кондратьевич работает в отделе снабжения СМУ-2 УП “Минскметрострой”. Как раз этой весной исполняется 45 лет с начала его трудовой деятельности, связанной со строительством железной дороги. За время работы метростроителем он был награжден орденом “Знак Почета”, медалью ВДНХ за освоение проходческого комплекса, медалью “За трудовое отличие” и получил звание “Почетный транспортный строитель”. К этим наградам можно смело прибавить и благодарность пассажиров.

Чтобы проложить первый участок первой линии столичной подземки, метростроителям понадобилось менее семи лет. Восьмого декабря 1983 года горнопроходческие работы были полностью завершены, а 24 марта следующего года состоялся первый пробный рейс электропоезда. Его пассажирами стали минские метростроители — те, кто возводил это уникальное сооружение.
Завершен еще один трудовой день бригады Анатолия Прасолова

Пуск Минского метрополитена состоялся накануне 40-летия освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков — 29 июня 1984 года. Первая линия метро протяженностью 8,5 километра соединила станции “Московская”, “Парк Челюскинцев”, “Академия наук”, “Площадь Якуба Коласа”, “Площадь Победы”, “Октябрьская”, “Площадь Ленина”, “Институт культуры”. Все это расстояние электропоезд прошел за 11 с небольшим минут. В день открытия регулярного движения поездов в книгах отзывов на станциях пассажиры сделали около трех тысяч благодарственных записей.
 
От лозунгов до подвесных потолков
 
Пассажиры, регулярно пользующиеся метро, давно заметили, что старые и новые станции по оформлению значительно отличаются друг от друга. А ведь ничего удивительного в этом нет. По мере возникновения станций новейшая история последнего тридцатилетия в виде дизайнерской мысли отразилась на их интерьере.
Механизированный щит, с помощью которого был установлен рекорд

Например, в 1979 году, чтобы определить основное направление архитектурного оформления станций, между многими проектными организациями провели конкурс. Разработать интерьер новых станций было поручено трем из них. Но учитывая тот факт, что метро зарождалось при Советский власти, на архитектурных советах обязательно присутствовали идеологические работники, что не могло не отразиться на дизайне. Так на станции с символическим названием “Октябрьская” появились лозунги: “Вся власть — Советам”, “Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи”, “Слава КПСС”, “Даешь пятилетку” и другие. На станции “Площадь Ленина” был установлен бюст с изображением вождя мирового пролетариата.

— Конечно же, кроме идеологических концепций того времени, в основу были положены и другие замыслы, — рассказывает главный специалист отдела проектирования строительных конструкций и архитектуры Владимир Николаевич Телепнев. — Поскольку мы живем в Беларуси, доминирующим цветом в оформлении станций был выбран белый, а в качестве отделочного материала использовался мрамор. Первые станции оформлялись в соответствии с национальным колоритом.

На “Площади Победы”, например, по замыслу авторов проекта в четырехгранной пирамиде, возглавляющей капитель, предусматривалось, что каждая четвертая грань не будет гореть, символизируя каждого четвертого белоруса, погибшего во время войны. Вообще, оформляя станции, архитекторы старались выполнить их так, чтобы дизайн перекликался с архитектурой той части города, которая расположена над станцией метро. И у них это получилось.

Сегодня современные архитекторы более активно используют цвет и новые материалы. В интерьере станций “Могилевская” и “Автозаводская” присутствуют подвесные потолки. На станции “Уручье”, например, дизайнеры используют тему воздуха и воды, так как Уручье означает “у ручья”. Здесь активно будут применяться сине-голубые тона. Грушевка станет символизировать солнечную осень. На платформе появятся колонны, напоминающие деревья с пожелтевшей кроной, а у их подножия будет лежать опавшая красная листва. Раньше у дизайнеров таких возможностей не было, поэтому первые станции выполнены в монохромной гамме.
Именно на этом месте, как считают ученые, девять веков назад находился летописный Менеск

С момента начала строительства Минского метрополитена прошло много времени, и много станций и тоннелей было построено за это время. Осенью нынешнего года откроются еще две: “Борисовский тракт” и “Уручье”. Ведутся подготовительные работы по строительству трех станций в юго-западном направлении. Когда все только начиналось, вряд ли кто-то из столичных жителей мог представить себе размеры, до которых разрастется со временем городская подземная дорога. Так или иначе, но сегодня длина линий Минского метрополитена составляет более 27 километров, которые соединяют восемь районов города. В среднем метро провозит 800 тысяч пассажиров в сутки. В 1984 году, когда подземка только открылась, Минский метрополитен стал девятым на территории СССР, а сегодня, несмотря на относительную молодость, он занимает по объемам перевозок четвертое место среди четырнадцати метрополитенов бывшего Союза, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Киеву.

Очевидно, в будущем метростроители подарят городу еще не одну станцию метро. А может быть, линии метро со временем выйдут за пределы города и охватят всю Минскую область? На этот вопрос только время даст ответ. А пока, следуя самым строгим требованиям времени, Минский метрополитен безупречно выполняет свою работу, по-прежнему оставаясь гордостью метростроевцев и минчан.

НА СНИМКАХ: Анатолий Кондратьевич Прасолов — метростроитель с 45-летним стажем; укладка рельсов на станции “Институт культуры”; строительство станции метро “Площадь Победы”; завершен еще один трудовой день бригады Анатолия Прасолова, а вместе с ним и проходка очередного тоннеля; механизированный щит, с помощью которого был установлен рекорд; строительство станции “Немига” сопровождалось интенсивными археологическими исследованиями: именно на этом месте, как считают ученые, девять веков назад находился летописный Менеск.
 

Ольга Тишкевич

Фото Валерия Харченко, из личного архива Анатолия Прасолова и из книги Петра Костромы “Минский метрополитен”



Вечерний Минск

 2007-05-04 16:42:54 Версия для печати

Папярэднія навіны

- Тозик предложил Китаю поучаствовать в реализации проекта "Минск-Сити"
- Бизнес-союзы Калинина и Карягина должны перенести Червенский рынок до 1 июня
- В Минске разработают единую концепцию застройки пр. Победителей
- Ладутько рассказал об автовокзале "Московский", застройке Уручья и историческом центре Минска
- Города-спутники могут появиться вокруг областных центров Беларуси
- Замминистра архитектуры: "Понятие "микрорайон" должно уйти в прошлое"
- Парки Минска готовятся к открытию сезона аттракционов
Туут Аархіў нававiнаў Стужка навінаў у RSS | Архіў навінаў па месяцох


Апошняе ў праекце

1. Інстытут фізкультуры. 1976-2006
2. Прывакзальная плошча 1954-2006
3. Прывакзальная плошча. 1956-2006
4. Вуліца Камсамольская з боку вуліцы Кірава. 1950-я-2006
5. Вуліца Камсамольская, жылы дом на скрыжаваньні з вуліцай Карла Маркса. 1951-2006
6. Спуск да праспэкта з боку вуліцы Чырвонаармейскай. 1956-2006
7. Вуліца Карла Маркса, скрыжаваньне з вуліцай Валадарскага. Пач. XX ст.-2006
8. Касьцёл Прысьв. Дзевы Марыі і будынак былога езуіцкага калегіюма. 1917-2006
9. Плошча Свабоды. Будынак былога базыліянскага кляштара. Кан. XIX ст.-2006
10. Плошча Свабоды. Вуліца Кірылы і Мяфодзія. 1918-2006
11. Плошча Свабоды. Катэдральны праваслаўны сабор Сьв. Духа. Кан. XIX ст.-2006
12. Тэатар імя Янкі Купалы. 1931 - 2006
13. Расейскі драматычны тэатар. 1929 - 2006.
14. Вуліца Карла Маркса. Музэй гісторыі і культуры Беларусі. 1938 - 2006
15. Скрыжаваньне вуліцаў Карла Маркса і Леніна. 1939 - 2006.
16. Праспэкт Незалежнасьці і ўваход у Цэнтральны сквэр. 1938 - 2006.


Меню



Пошук


 


Фотазамалёўкі


· Іншы Менск

polack.by – Сайт о городе Полоцке.


Апытаньне


На якой мове павінны гучаць абвесткі на менскім чыгуначным вакзале, ці дублявацца на некалькіх?

На беларускай
На расейскай
На беларускай і расейскай
На беларускай і польскай
На беларускай і ангельскай
На беларускай, расейскай і ангельскай
На беларускай, расейскай і польскай
На беларускай, польскай і ангельскай
На расейскай і ангельскай



Вынікі

Адказаў 1571
Іншыя апытаньні


Апошняе на форуме


Няма дадзеных


Апошнія артыкулы


- Васіль Шарапаў "Сённяшняе і заўтрашняе сталіцы"
- Анатолъ Вялюгін, Тарас Хадкевіч "Рукі дружбы"
- Мікола Ткачоў "Сцяг ветэрана"
- Тарас Хадкевіч "Мінскі трактар"
- Алесь Асіпенка "Поступ веку"
- Ніл Гілевіч "Мой горад"
- Аляксандр Міронаў "За пераездам"
- Іван Навуменка "Афрыка ў Мінску"
- Іван Грамовіч "Мінскія поры года"
- Сяргей Грахоўскі "Тры песні любві"
- Рыгор Няхай "Мінскія замалёўкі"
- Уладзімір Карпаў "Мінскія сустрэчы"
- Яфім Садоўскі "Андруша"
- Мікалай Аляксееў "Абарона Мінска"
- Кузьма Чорны "Мінск"
- Раман Сабаленка "Першы пробны"
- Янка Скрыган "Падзяка"
- Станіслаў Шушкевіч "Родны горад"
- Яўген Рамановіч "Беларуская хатка"
- Цімафей Саладкоў "Векапомны семнаццаты"
- Антон Бялевіч "Камароўка"
- Уладзімір Караткевіч, Адам Мальдзіс "Горад паўстае. 1863-1864"
- Кастусь Кірэенка "Вуліца Янкі Купалы"
- Аляксей Русецкі "Аб Мінску"
- Алесь Бачыла "Самы лепшы горад"
- Еўдакія Лось "Мінчанка"
- Алесь Звонак "Ленінскі праспект"
- Міхась Калачынскі "На мінскіх вуліцах"
- Мікола Хведаровіч "Красуй, наш Мінск"
- Максім Лужанін "У роднай сталіцы"
- Максім Танк "Табе складаю гэты гімн"
- Аляксей Зарыцкі "Лебедзі"
- Анатоль Вялюгін "Палац піянераў"
- Васіль Вітка "Няміга"
- Пятро Глебка "Дзень вайны"
- Аркадзь Куляшоў "Вуліца Маскоўская"
- Анатоль Астрэйка "Плошча Свабоды"
- Піліп Пестрак "Кірмаш" Урывак з паэмы
- Янка Купала "Водклік з 29 кастрычніка 1905 г. у Мінску"
- Мікола Аўрамчык "Домік I з'езда РСДРП"
- Рыгор Барадулін "Мянеск"
- Пімен Панчанка "Слова пра Мінск"
- Павал Севярынец. "Нацыянальная ідэя". Вытрамкі.
- Прывілей Менску на Магдэбургскае права 1499 года
- Вуліца Валадарскага, 13. Дом фон Гельперсен.
- Вуліца Ракаўская, 14. Дом Рубінштэйна.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 15. Дом Бакштанскага.
- Вуліца Ракаўская, 17, дом Чэрчыса.
- Вуліца Герцэна, 4. Дом Вігдорчыкаў
- Вуліца Валадарскага, 4. Дом Старобінскай.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 13. Дом Варгафціка
- Вуліца Камсамольская, 7
- Вуліца Рэвалюцыйная, 24. Дом Залкінда.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 11. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 22. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 28. Дом Ельскіх.
- Рашэньне Менскага гарадзкога Савета дэпутатаў ад 5 верасьня 1991 г. №167 "Аб гербе г.Мiнска i аб вяртаннi гораду яго гiстарычнай назвы Менск"
- Галіна Булыка "Стары Менск"
- Брылевічы
- Вуліца Савецкая, 17
- III Дом Саветаў. Вуліца Максіма Багдановіча, 23.
- I Дом Саветаў, вуліца Савецкая, 19
- Адкрыты ліст гісторыкаў аб неабхонасьці спыненьня гвалтоўнага разбурэньня гістарычнага цэнтра Менска
- М Валодзін "Койдановская", верш
- М.Валодзін "Музыкальный переулок", верш
- М. Валодзін "Соборная площадь", верш
- Ракаўская вуліца, 24.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 4 і 6.
- Аб зацьверджаньні сьпіса будынкаў і збудаваньняў, якія зьяўляюцца аб'ектамі гісторыка-культурнай спадчыны ў межах гістарычнага цэнтра Менска
- Перайменаваньні менскіх вуліцаў падчас нямецкай акупацыі
- Антон Адамовіч "Менску (на ўгодкі вялікае пажогі)"
- Ведамасныя жылыя дамы ў цэнтры Менска
- Рэвалюцыйная вуліца
- Ленінградская вуліца


Наш гузік



код гузіка



Лічыльнікі