Почему минчане не спешат пересаживаться на велосипеды?

Финансовый кризис побуждает жителей многих европейских стран отказываться от автомобилей в пользу экономичных велосипедов. В Минске уровень автомобилизации составляет 250 авто на тысячу жителей и пробки на дорогах стали уже привычными. А вот велосипедисты в городе - явление редкое. Почему?

Крути педали!

Белорусский журналист Валерий Дранчук 32 года ездит по городу на велосипеде. Главным достоинством этого транспортного средства он называет его пользу для здоровья и экологии.

- Во время движения на велосипеде задействованы несколько групп мышц: ног, спины, живота, - объясняет Валерий Дранчук. - Кроме того, это прекрасное средство от гиподинамии, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Проведенное в Бельгии исследование показало: после пересаживания на велосипед смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается на 39%.

Валерий Дранчук убежден, что в Европе велосипед давно популярен у жителей больших городов именно потому, что продлевает жизнь и не наносит вреда экологии. - Европейцы избегают искусственно созданного благополучия, - убежден Валерий Дранчук. - Машина лишает человека мышечной нагрузки, свежего воздуха, удовольствия от созерцания окружающих красот. К тому же машины загрязняют окружающую среду своими выхлопами. В Беларуси, где бензин не отвечает экологическим параметрам, а основная масса машин - старые подержанные автомобили, популяризация велотранспорта весьма актуальна.

Минск просто остановится в пробке

Больше половины выбросов в окружающую среду в Беларуси "поставляют" автомобилисты. В 2007 году доля автомобильных выбросов в Минске, например, составила почти 85 процентов. Очень вредна для здоровья и пыль, которую оставляют после себя автомобили, мчащиеся по изношенным дорогам. Мелкие частицы такой пыли имеют специальное обозначение - РМ-10. Ученые рассчитали допустимые пределы концентрации этих частиц в воздухе. Нормой считается 40 мгк/куб.м. Так вот, например, в Лондоне и Стокгольме РМ-10 колеблется в пределах от 25 до 29 мгк/куб м, а в Минске достигает 50!

- А что касается экономии, - говорит велосипедист-любитель Валерий Дранчук, - так велосипед экономит не только деньги, но и время. Я, например, везде успеваю благодаря велосипеду. Читал, что к 2030 году каждый второй минчанин будет иметь собственное авто. Если такие прогнозы сбудутся, представляете, что ждет город: он просто остановится в пробке.

По некоторым исследованиям, пересаживание с автомобиля на велосипед дает частному лицу ежемесячную экономию в 125 долларов. Такова разница между средними расходами на эксплуатацию автомобиля (150 долларов) и велосипеда (25 долларов). А проведенный представителями Велотранспортного союза эксперимент показал, что один и тот же маршрут длиной в 5 км велосипедист проехал за 16 минут, тогда как у водителя ушло 44 минуты.

Велодорожки неудобны и даже опасны

В последние два года в Минске стали появляться дорожные знаки "велосипедная дорожка". Валерий Дранчук по собственной инициативе проинспектировал дорожки и пришел к выводу:

- Делается это, скорее, для "галочки", потому что дорожки эти появились на существующих тротуарах, они плохо асфальтированы, имеют высокие неудобные бордюры.

В своем блоге впечатлениями о развитии велодорожек в Минске поделился еще один велолюбитель Андрей Кузнечик. Он считает, что "велодорожки в сегодняшнем виде являются скорее средством согнать велосипедистов с проезжей части, чем улучшить им условия движения, что не содействует развитию велосипедного транспорта".

Андрей Кузьнечик указывает и другие минусы развития велосети в Минске: "Дорожки делаются бессистемно, не обустраиваются съезды. Дорожки занимают короткие участки, некоторыми дорожками пользоваться сложно, неудобно и даже опасно. Среди новых дорожек нет ни одной, которая бы "закрывала" какой-нибудь законченный маршрут, например, "микрорайон-центр", "микрорайон - торговый центр", "микрорайон - зона отдыха".

В Мингорисполкоме честно признаются: хоть и существует Программа социально-экономического развития Минска на 2006-2010 годы, а также Генеральный план города, предусматривающие строительство велодорожек, работы в этом направлении ведутся вяло.

На конец 2008 года было запланировано сдать в эксплуатацию первую велотрассу столицы протяженностью 27 км и шириной 3 метра. Новый шикарный объект должен был пройти вдоль реки Свислочь через три района столицы - Центральный, Партизанский и Ленинский. Общая стоимость проекта оценивалась в 10 млн. долларов. Строительство велотрассы широко анонсировалось в прессе. Архитектор проекта Виталий Руцкий рассказывал журналистам, что это будет не просто велотрасса с современным покрытием, а место отдыха для тех, кто любит крутить педали. Вдоль велотрассы планировалось построить пункты проката велосипедов, парковки, точки общепита и даже мастерские по ремонту спортоборудования. А чтобы оставаться на связи с друзьями и родными, можно скачать skype бесплатно с сайта.

Жители многих европейских столиц уже давно пересели на велосипеды.

В Амстердаме 40% населения на работу и учебу добираются на двух колесах. Около амстердамского вокзала строят специальный гараж на 10 000 веломест, в котором можно будет оставлять свой велосипед, отправляясь в дальние поездки по стране.

В Париже можно быстро и легко арендовать велосипед и при необходимости оставить его в любой точке города — где удобно. Сегодня в Париже общая протяженность велодорожек составляет более 400 км.

В австрийской столице - Вене - проблему с пробками на центральных улицах тоже решили с помощью велодорожек. А с 2003 года в городе работает сеть станций велосипедного проката. Общая длина велодорог в 2005 году достигла 1000 км, хотя в начале 1990-х она не превышала 190 км. Из них почти 9% — двусторонние велопути.

На улицах шведских городов преимуществом пользуются не автомобилисты, а велосипедисты. Для велосипедистов оборудованы не только велосипедные дорожки, но и стоянки, где можно без риска оставить свой транспорт.

Давние велосипедные традиции имеет еще одна страна Северной Европы - Финляндия. В Хельсинки на 560 тыс. горожан приходится 400 тыс. велосипедов и всего 200 тыс. автомобилей. Внедрение велодорожек обосновано реализацией экологических программ страны. Финские министры не считают зазорным добираться на работу на велосипедах.

Однако 2008 год прошел, а новая велотрасса в белорусской столице не появилась.

- Выполнено только 10-15 процентов работ от запланированного, - рассказал "Завтра твоей страны" главный инженер Управления дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома Леонид Козловский. - Проблема одна - финансовая. Как пойдет строительство в этом году, сказать сложно. Наша служба пока не работает на объекте, ждем весны.

Стоит отметить, что все запланированные велотрассы в Минске, скорее, подпадают под спортивные объекты, чем под транспортную инфраструктуру. Велотрасса вдоль Свислочи строится вдали от оживленных улиц. Она должна будет соединить Веснянку с Лошицей, но в большей степени предназначена для прогулок на велосипеде. В парковой зоне в границах улицы Слободской-Громова-Есенина-Слободской проезд до 2010 года также планируется построить велодорожку. В парковой зоне проектируется и строительство велодорожки в районе пр-та Дзержинского-микрорайона Михалово-1.

Велосипедисты боятся выезжать в город

- Велосипед как форма отдыха - это одно, а как транспортное средство - совсем другое, - говорит Валерий Дранчук. - Сегодня инфраструктура столицы настолько далека от комфортности для велосипедистов, что они попросту боятся выезжать в город. И вряд ли в ближайшее время минчане пересядут на велосипеды. В Минске строятся новые улицы, реставрируются старые, но инфраструктура для двухколесных транспортных средств не закладывается.

Велопарковки в белорусской столице и вовсе отсутствуют. Например, если сравнить с Варшавой, то там в микрорайоне все коммуникации на стороне велосипеда: специальные дорожки, соответствующие светофоры, велопарковки у торговых центров и административных зданий. Поляки на велосипеде спокойно выезжают на проезжую часть. В Минске - это опасно для жизни, потому что водители не считаются с велосипедистами, а на дороге можно запросто угодить в открытый люк или колдобину.

- Я, например, своей дочери, которая хотела ездить на работу на велосипеде, запретил это делать исключительно в целях безопасности. И уверен, что еще не скоро минские велосипедисты смогут добираться из одного района города в другой, не подвергаясь опасности попасть под колеса машин, - говорит Валерий Дранчук.

Инициатива снизу

Обратить внимание на проблемы велотранспорта московское правительство заставил Велотранспортный союз России. В Киеве в прошлом году представители Ассоциации велосипедистов передали городским властям карту города, на которой обозначили будущие велодорожки украинской столицы. Их мнение было учтено при подготовке проектной документации.

В Минске до сих пор нет организации, объединяющей велолюбителей.

- И это тормозит развитие велотранспорта в Минске, - говорит Валерий Дранчук. - Чиновник, который приехал и уехал на работу на машине, не будет задумываться о таких проблемах. Не думаю, что в европейских столицах городская инфраструктура создана с учетом интересов велосипедистов только потому, что там более сознательные чиновники. Просто там люди умеют экономить, они разумно, сознательно относятся не только к своему бюджету, но и своему здоровью. И требуют от городских властей считаться с их мнением.

По наблюдениям Валерия Дранчука, за последние 5 лет в Минске резко возрос спрос на велосипеды. Их продается гораздо больше, чем раньше, и выбор велосипедов стал гораздо шире.

- А велосипедистов на улицах Минска я вижу редко, - подчеркивает Валерий. - Меня это удивляет. Я один из немногих, кто культивирует велосипед в городской езде каждый день. На мой взгляд, в Беларуси надо создать прецедент: взять и "велосипедировать" один город. Например, Минск. Создать необходимую инфраструктуру и проанализировать плюсы и минусы такой практики. Уверен, что плюсов будет больше. Тогда эту практику можно будет внедрять и в других городах.

И тут чиновникам не надо изобретать велосипед - достаточно обратиться к практике западных стран. Стокгольм, Париж, Амстердам, Брюссель, Варшава - вот города, которые готовы поделиться опытом.

 2009-03-04 15:41:54 Версия для печати

Папярэднія навіны

- Тозик предложил Китаю поучаствовать в реализации проекта "Минск-Сити"
- Бизнес-союзы Калинина и Карягина должны перенести Червенский рынок до 1 июня
- В Минске разработают единую концепцию застройки пр. Победителей
- Ладутько рассказал об автовокзале "Московский", застройке Уручья и историческом центре Минска
- Города-спутники могут появиться вокруг областных центров Беларуси
- Замминистра архитектуры: "Понятие "микрорайон" должно уйти в прошлое"
- Парки Минска готовятся к открытию сезона аттракционов
Туут Аархіў нававiнаў Стужка навінаў у RSS | Архіў навінаў па месяцох


Апошняе ў праекце

1. Інстытут фізкультуры. 1976-2006
2. Прывакзальная плошча 1954-2006
3. Прывакзальная плошча. 1956-2006
4. Вуліца Камсамольская з боку вуліцы Кірава. 1950-я-2006
5. Вуліца Камсамольская, жылы дом на скрыжаваньні з вуліцай Карла Маркса. 1951-2006
6. Спуск да праспэкта з боку вуліцы Чырвонаармейскай. 1956-2006
7. Вуліца Карла Маркса, скрыжаваньне з вуліцай Валадарскага. Пач. XX ст.-2006
8. Касьцёл Прысьв. Дзевы Марыі і будынак былога езуіцкага калегіюма. 1917-2006
9. Плошча Свабоды. Будынак былога базыліянскага кляштара. Кан. XIX ст.-2006
10. Плошча Свабоды. Вуліца Кірылы і Мяфодзія. 1918-2006
11. Плошча Свабоды. Катэдральны праваслаўны сабор Сьв. Духа. Кан. XIX ст.-2006
12. Тэатар імя Янкі Купалы. 1931 - 2006
13. Расейскі драматычны тэатар. 1929 - 2006.
14. Вуліца Карла Маркса. Музэй гісторыі і культуры Беларусі. 1938 - 2006
15. Скрыжаваньне вуліцаў Карла Маркса і Леніна. 1939 - 2006.
16. Праспэкт Незалежнасьці і ўваход у Цэнтральны сквэр. 1938 - 2006.


Меню



Пошук


 


Фотазамалёўкі


· Іншы Менск

polack.by – Сайт о городе Полоцке.


Апытаньне


На якой мове павінны гучаць абвесткі на менскім чыгуначным вакзале, ці дублявацца на некалькіх?

На беларускай
На расейскай
На беларускай і расейскай
На беларускай і польскай
На беларускай і ангельскай
На беларускай, расейскай і ангельскай
На беларускай, расейскай і польскай
На беларускай, польскай і ангельскай
На расейскай і ангельскай



Вынікі

Адказаў 1597
Іншыя апытаньні


Апошняе на форуме


Няма дадзеных


Апошнія артыкулы


- Васіль Шарапаў "Сённяшняе і заўтрашняе сталіцы"
- Анатолъ Вялюгін, Тарас Хадкевіч "Рукі дружбы"
- Мікола Ткачоў "Сцяг ветэрана"
- Тарас Хадкевіч "Мінскі трактар"
- Алесь Асіпенка "Поступ веку"
- Ніл Гілевіч "Мой горад"
- Аляксандр Міронаў "За пераездам"
- Іван Навуменка "Афрыка ў Мінску"
- Іван Грамовіч "Мінскія поры года"
- Сяргей Грахоўскі "Тры песні любві"
- Рыгор Няхай "Мінскія замалёўкі"
- Уладзімір Карпаў "Мінскія сустрэчы"
- Яфім Садоўскі "Андруша"
- Мікалай Аляксееў "Абарона Мінска"
- Кузьма Чорны "Мінск"
- Раман Сабаленка "Першы пробны"
- Янка Скрыган "Падзяка"
- Станіслаў Шушкевіч "Родны горад"
- Яўген Рамановіч "Беларуская хатка"
- Цімафей Саладкоў "Векапомны семнаццаты"
- Антон Бялевіч "Камароўка"
- Уладзімір Караткевіч, Адам Мальдзіс "Горад паўстае. 1863-1864"
- Кастусь Кірэенка "Вуліца Янкі Купалы"
- Аляксей Русецкі "Аб Мінску"
- Алесь Бачыла "Самы лепшы горад"
- Еўдакія Лось "Мінчанка"
- Алесь Звонак "Ленінскі праспект"
- Міхась Калачынскі "На мінскіх вуліцах"
- Мікола Хведаровіч "Красуй, наш Мінск"
- Максім Лужанін "У роднай сталіцы"
- Максім Танк "Табе складаю гэты гімн"
- Аляксей Зарыцкі "Лебедзі"
- Анатоль Вялюгін "Палац піянераў"
- Васіль Вітка "Няміга"
- Пятро Глебка "Дзень вайны"
- Аркадзь Куляшоў "Вуліца Маскоўская"
- Анатоль Астрэйка "Плошча Свабоды"
- Піліп Пестрак "Кірмаш" Урывак з паэмы
- Янка Купала "Водклік з 29 кастрычніка 1905 г. у Мінску"
- Мікола Аўрамчык "Домік I з'езда РСДРП"
- Рыгор Барадулін "Мянеск"
- Пімен Панчанка "Слова пра Мінск"
- Павал Севярынец. "Нацыянальная ідэя". Вытрамкі.
- Прывілей Менску на Магдэбургскае права 1499 года
- Вуліца Валадарскага, 13. Дом фон Гельперсен.
- Вуліца Ракаўская, 14. Дом Рубінштэйна.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 15. Дом Бакштанскага.
- Вуліца Ракаўская, 17, дом Чэрчыса.
- Вуліца Герцэна, 4. Дом Вігдорчыкаў
- Вуліца Валадарскага, 4. Дом Старобінскай.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 13. Дом Варгафціка
- Вуліца Камсамольская, 7
- Вуліца Рэвалюцыйная, 24. Дом Залкінда.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 11. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 22. Дом Фішэра.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 28. Дом Ельскіх.
- Рашэньне Менскага гарадзкога Савета дэпутатаў ад 5 верасьня 1991 г. №167 "Аб гербе г.Мiнска i аб вяртаннi гораду яго гiстарычнай назвы Менск"
- Галіна Булыка "Стары Менск"
- Брылевічы
- Вуліца Савецкая, 17
- III Дом Саветаў. Вуліца Максіма Багдановіча, 23.
- I Дом Саветаў, вуліца Савецкая, 19
- Адкрыты ліст гісторыкаў аб неабхонасьці спыненьня гвалтоўнага разбурэньня гістарычнага цэнтра Менска
- М Валодзін "Койдановская", верш
- М.Валодзін "Музыкальный переулок", верш
- М. Валодзін "Соборная площадь", верш
- Ракаўская вуліца, 24.
- Вуліца Рэвалюцыйная, 4 і 6.
- Аб зацьверджаньні сьпіса будынкаў і збудаваньняў, якія зьяўляюцца аб'ектамі гісторыка-культурнай спадчыны ў межах гістарычнага цэнтра Менска
- Перайменаваньні менскіх вуліцаў падчас нямецкай акупацыі
- Антон Адамовіч "Менску (на ўгодкі вялікае пажогі)"
- Ведамасныя жылыя дамы ў цэнтры Менска
- Рэвалюцыйная вуліца
- Ленінградская вуліца


Наш гузік



код гузіка



Лічыльнікі